Статья в журнале "Бизнес Восточный округ" Печать

Покупатели ждут продавцов.Без посредников


Еженедельно, по пятницам, субботам и воскресеньям, жители ВАО могут покупать продукты первой необходимости, промтовары, а также сувенирную продукцию на ярмарках выходного дня, которые действуют почти в каждом районе округа.


«Ярмарки выходного дня» — это проект не только коммерческий, но и в значительной степени социальный. Недаром же он осуществляется при поддержке государственных органов Москвы, а также окружных и районных муниципальных властей.

Розничная ярмарочная продажа изначально, еще в середине 1990-х годов, задумывалась столичными властями как способ поддержки пенсионеров и иных граждан с небольшими доходами: ведь цены здесь должны быть ниже, чем в магазинах. Еще одна изначально поставленная задача — привлечение к торговле отечественных производителей, в том числе из различных регионов России.

Но это теория. А как она реализуется на практике, выяснил наш корреспондент.

Ярмарка выходного дня в Северном Измайлово расположилась по адресу: ул. 9-я Парковая, вл. 62. Здесь удобно и продавцам, и покупателям: многолюдному потоку хватает возможностей для дви­жения и для обзора...

Принцип формирования здешних цен разъяснил Виталий Кулабухов — администратор на ярмарке в Северном Измайлово: «Раз в месяц, а бывает и чаще, мы получаем от Мосгорстата перечень средних цен на продукты питания, установленные в социальных магазинах Москвы. От этих цен мы отнимаем 10% и полученный результат еще раз уменьшаем на 10%. В итоге цены должны быть ниже ма­газинных примерно на 18 процентов...»

Практическое сравнение магазинных и ярмарочных цен на основные продукты питания (в среднем на конец мая — начало июня) выглядело так.

Продукты

в магазине

на ярмарке

Цельное молоко

(литр)

30,54 руб.

от 24,5 руб.

Колбаса полукопченая

(кг)

321,63 руб.

от 269,5 руб.

Яйца

(десяток)

40, 91 руб.

от 33 руб.

Сахар

(кг)

30, 96 руб.

от 25 руб.

Чай

(кг)

434,24 руб.

от 348,2 руб.

Сливочное масло

(кг)

239,9 руб.

от 194 руб.

Свекла

(кг)

21Д8 руб.

от 17 руб.

Лук

(кг)

19, 52 руб.

от 15,52 руб.

Капуста

(кг)

19,29 руб.

от 15,5 руб.



Сами видите — на ярмарке потребительскую корзину можно наполнить с гораздо меньшими потерями для кошелька. Но это касается лишь минимальной цены. При желании (или наоборот, если не повезет!) продукты обойдутся куда дороже — в зависимости от свежести, известности «бренда», сезонной конъюнктуры. К примеру, на помидоры и огурцы ценовые ограничения не распространяются...

Еще одно правило ярмарок выходного дня: в продаже должны быть представле­ны товары только отечественных производителей. Но откуда тогда здесь узбекская черешня, абхазские помидоры и абрикосы? Для расширения ассортимента фруктов и овощей допускается обмен части товаров торговыми представителями, участвующих в ярмарке, на овощи или фрукты продавцов из сопредельных стран.

Контингент покупателей неоднороден. Но всех привлекает здешнее соотношение качества и цены. Люди уверены: именно на ярмарке продаются натуральные мясо-молочные продукты и овощи без нитратов. Не последнюю роль в их выборе играет и сервис: чистота территории, вежливость продавцов. А для некоторых посетителей важен «патриотический фактор»: где, как не на ярмарке, можно убедиться в живучести отечественного текстильного производства или, скажем, АПК?

Конечно, в Северном Измайлово по­купателям есть куда пойти и помимо ул. 9-й Парковой, 62. Хотя в среднем цены на ярмарке ниже магазинных, но в сетевых универмагах и торговых комплексах тоже есть весьма дешевые товары! Поэтому часто пенсионеры и малоимущие граждане, не жалея ног, бегают по супер и гипермаркетам, закупая продукты в рамках различных акций и распродаж.

Но магазины эконом-класса есть далеко не в каждом районе. К тому же на ярмарках тоже проводятся различные социал­ные акции. Как рассказала генеральный директор ООО «Инко-сервис» (оператор проведения ярмарок в Северном Измайлово) Надежда Прошкина, сейчас разрабатывается программа выдачи талонов малоимущим гражданам, по которым они смогут покупать продукты еще дешевле. Планируются акции по раздаче продуктов питания в рамках презентаций отече­твенных производителей, распродажи по низким ценам...

А в чем же выгода предприятий, торгующих на ярмарках? Судите сами. Во-первых, они освобождены от налогообложения. Во-вторых, не платят за аренду места. В-третьих, они реализуют продукцию напрямую, без посредников.

Так что вывод напрашивается однозначный — проект удался.


Светлана Орлик.

БИЗНЕС ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ

Июнь-Июль 2009